
Учитывая, что изменение соглашения политически невозможно, создание
"двухскоростной Европы" - где центральная группа стран достигнет более
глубокой интеграции быстрее, чем остальные - является лучшим вариантом
для ЕС, чтобы обеспечить сотрудничество на уровне, необходимом для
избежание кризиса в полном составе. Этого можно добиться двумя
путями. Первый вариант - фактически продвинуться по направлению к
двухскоростной Европе, не накладывая дальнейших правовых обязательств.
Страны Еврозоны, вместе с остальными, желающими присоединиться к евро в
будущем ("Еврозона плюс"), могут просто решить использовать уже
доступные законные меры, чтобы упрочить сотрудничество. Оптимально,
подобное сотрудничество должно осуществляться в рамках базового
соглашения ЕС. При участии всех членов Еврозоны, для поддержки своих
действий можно использовать Статью 136 Соглашения о функционирования ЕС.
Его сфера применения, которая гласит, что "[Европейский] Совет
должен...принимать меры, специфичные для стран-членов [евро]" и что
"только страны-члены [евро] могут принимать участие в голосовании",
обширна. Кроме того, Статья 138 допустила бы объединенное
представительство Еврозоны в Международном валютном фонде и во Всемирном
банке.
Группа могла бы распространить сотрудничество на три другие политические области:
- минимальное согласование различных видов налогообложения (например, единая основа для оценки налогообложения корпораций) и социальной политики (например, дальнейшая либерализация национальных рынков труда для содействия больше мобильности рабочей силы);
- единые директивные меры по иммиграции, связанные с требованиями рынка труда;
- более тесное правовое сотрудничество (опять же направленное на содействие большей мобильности) в гражданском правоотношении по международным вопросам, особенно касающихся договорного и семейного права.
Группа также могла бы принять определенные меры за рамками базового
соглашения ЕС: Действительно, если бы все страны Еврозоны не участвовали
подобное внешнее сотрудничество было бы основным, учитывая, что статьи
136 и 138 больше бы не понадобились. Сотрудничество могло бы включать в
себя меры по укреплению Европейского стабилизационного механизма и пакт
"Европлюс" (разработанный для укрепления координации экономической
политики среди стран-участниц), фактическое сотрудничество с
Бреттонвудскими организациями и добровольное согласование национальных
законов в определенных сферах. Участвующие страны должны будут решать,
сразу прибегнуть к общему комплексу политических мер или оставить за
собой право выбора в каждом конкретном случае. Сотрудничество по
вопросам, связанным с экономическим и монетарным союзом ЕС (дисциплина и
солидарность), должно быть обязательным. Участие большинства или всех
действующих и будущих стран Еврозоны упрочит связь группы и позволит
добиться поддержки общественности для сотрудничества в других сферах.
Для такого варианта необходим легитимный процесс принятия решения. В
Совете, как и во всех случаях “усиленного сотрудничества,” только
участвующие члены имеют право голоса. В Европейском парламенте,
напротив, все 27 членов участвуют в процессе принятия решения, даже в
отношении мер, которые касаются исключительно 23 стран "Еврозоны плюс"
(17 членов Еврозоны и шесть стран, согласившихся с пактом "Европлюс") -
метод, который может привести к политической проблеме. В любом случае,
национальные парламенты должны принимать меры для усиления легитимности
решений. Второй вариант потребует международного соглашения, в
дополнение к договорам ЕС, которое на законном основании свяжет
участвующие страны, предоставив им возможность основать подлинный
экономический союз и определить органы и правила, управляющие этим
сотрудничеством.
На согласование, утверждение и внедрение подобного соглашения
потребуется время. Но четкое, внятное заявление о решении его принять в
совокупности со смелой политикой Европейского центрального банка и их
недавним заявлением о программе покупок облигаций может стать
достаточным основанием для того, чтобы убедить финансовые рынки и
граждан ЕС в том, что долгосрочное решение находится в пределах
досягаемости. На пути к подлинному экономическому союзу Еврозона
столкнется с политическими и организационными сложностями - от
определения независимых сфер сотрудничества до защиты прав и интересов
все стран ЕС и обеспечения единства как внутренних рынков, так и
международных отношений. Но для ЕС - это единственный возможный путь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий