понедельник, 29 июня 2015 г.

Кто виноват в обвале цен на золото в 2013-2014 года

Кто виноват в обвале цен на золото в 2013-2014 года
В конце 2013 и начале 2014 рынки золота и серебра столкнулись с масштабными распродажами, которые обвалили цены, после того, как рынок «затормозил» на 10 секунд.
Некоторые утверждали, что это произошло в результате технической ошибки, тогда как специалисты Nanex доказали, что это была преднамеренная попытка обвалить цены с помощью старого трюка, манипуляции ставками предложения.
К сожалению, регуляторы только недавно поняли, насколько рынок золота подвержен манипуляциям, после того, как в начале мая некто пытался симулировать активность на рынке золота и расследованием этого случая занялись эксперты Чикагской товарной биржи и Комиссия по срочной биржевой торговле.
Итак, расследование показало, что виновником обвала золота в 2014, а именно, остановки рынка на 10 секунд, стала Mirus Futures, которая годом ранее была куплена NinjaTrader.
Компании вменяется нарушение правил 432.Q и 432.W (вредительское поведение и отсутствие надлежащего контроля).
Как результат, за 100 миллисекунд золото обвалилось с $1245 до $1215.
Масштабы этого обвала были просто гигантскими:

График ниже иллюстрирует обвал золотых фьючерсов на $30, который произошел в десятую долю секунды. Когда мы разделили группы трейдеров по росту их номера очередности (чтобы определить размеры крупного ордера), мы получили 9 групп, масштабы сделок которых составляли ровно 338 контрактов.
Каждая группа характеризовалась различным числом сделок: первая группа состояла из 211 сделок, вторая – из 186, третья – из 120, четвертая – из 193, пятая – из 97, шестая – из 193, седьмая – из 137, восьмая – из 112 и девятая –из 109. Более того, между этими группами проводились и другие сделки.
Становится понятно, что это – вовсе не техническая ошибка, а работа алгоритма высокочастотной торговли, который «затормозил» рынок. Так как стоимость сделок приближалась к $500 млн, подозреваемых – немного.
После фьючерсов, этот эффект ощутили на себе спотовый рынок и биржевые фонды:


В итоге, произошла 10-секундная «пауза» на рынке:


Какое наказание светит манипуляторам?
В соответствии с установленными номами, Mirus пришлось бы выплатить штраф в размере $200,000.
Получается, что Навиндер Сарао, обвиненный в махинациях с S&P, приговорен к 380 годам тюремного заключения, тогда как Mirus отделалась бы штрафом.
Однако, все же неясно, был ли этот инцидент ошибкой торговой платформы, или же все дело в «нетипичной торговой активности», которая осуществлялась с целью сгенерировать лавину ордеров на продажу, которая толкнула золото на $30 вниз, а затем обусловила его восстановление на 50%, как только спало давление продавцов.
Впрочем, компания Mirus уже не существует: год назад она была куплена NinjaTrader, а торговая платформа Zenfire - более не действует.
И, наконец, возникает резонный вопрос, почему регуляторы не следят за происходящим на рынке?
Похоже, золото будет оставаться объектом манипуляций до тех пор, пока его заниженная цена не восстановится до справедливых уровней, что может произойти лишь тогда, когда те, кто наращивает свои золотые запасы – насытятся.
Тогда как до этого времени, можно утверждать, что если манипуляторов нельзя победить – к ним нужно присоединиться, так как золото по-прежнему продается «с дисконтом».

среда, 24 июня 2015 г.

Нефть упадет до 10 или 20 долларов за баррель

Нефть упадет до 10 или 20 долларов за баррель
На нефтяном рынке сегодня избыточное предложение нефти, которое растет на 4 млн баррелей в день. Однако это - только показатель США по состоянию на 2009, тогда как с 1996 переизбыток увеличился на 15 млн баррелей.
Экономика замедляет рост, тогда как нефтепроизводство – набирает оборотов. Это может закончиться плохо.
Даже текущая цена, которая колеблется на уровне $60, угрожает многим производителям потерей рентабельности.
Только Саудовская Аравия может продолжать нефтепроизводство даже при абсурдно низкой цене.
Нефть не вырастет выше $100 в следующие 10 лет, а, напротив, упадет до $10 - $20 в будущие годы.
Когда нефть обвалилась со $147 до $32 всего за несколько месяцев в 2008, искусственное восстановление подтолкнуло ее обратно к отметке $115 к 2013, благодаря количественному смягчению и стимулирующей политике мировых центробанков.
Этот факт, наряду со снижением доходности «мусорных» облигаций, способствовал началу «фрекинговой революции» в США. Доходность с 10% упала до 5.5%, а инвесторы влили еще около $1 трлн в эту сферу.
США из ведущего мирового импортера нефти превратились в ведущего производителя.
С 1996 Россия увеличивала мировой переизбыток на 4 млн баррелей в день, тогда как Китай и Канада – на 2.5 млн. Саудовская Аравия и Ирак прибавляли по 2 млн.
Точка безубыточности для Саудовской Аравии составляет около $7 за баррель, однако в бюджете заложена цена $103. Такую же высокую стоимость нефти предполагают бюджеты России, Ирака, Ирана, Венесуэлы и Нигерии.
США, Канаде и Китаю эта проблема не грозит. Если Саудовская Аравия намерена продолжать увеличивать свою долю на рынке, нефть должна упасть до $55, или до $46, если ей вздумается вытеснить с рынка Россию.
Политика количественного смягчения, которая поддерживала мировую экономику, начинает давать трещину. Как результат, цены на нефть ожидает существенный спад. Вспомним, что когда они упали до $32 в 2008, дно так и не было достигнуто.
До недавнего времени, падение цен на нефть было вопросом растущего предложения, однако следующей причиной станет снижение спроса.
Как прогнозируют специалисты, нефть может упасть до $10 - $20 за период с 2020-2023. Вполне вероятно, что большая часть обвала произойдет до начала 2017, наряду с кризисом в экономике и на рынках.

вторник, 23 июня 2015 г.

Крах рынков наступит и это может быть страшно

 Крах рынков наступит и это может быть страшно
Одними из первых вещей, которые вы слышите о фондовом рынке, являются истории о больших повышениях цен на рынках и великих крахах.
И когда вы слышите рассказы об этих драматических событиях, вы также быстро узнаете о превосходных (и не очень хороших) прогнозах, которые предшествовали им.
Нам нравиться представлять себе, что есть люди, которые могут предсказывать будущее. И никого так не почитают, как тех, которые здорово предсказывают драматическое будущее - особенно серьезный обвал - когда все остальные уверены, что рынок движется в другом направлении.
Одно из самых известных из этих страшных предсказаний появилось как раз перед "Великим крахом", тем, который начался осенью 1929 года, после десятилетнего повышения цен на рынке и возрастания индекса Dow Jones в десять раз.
Прогноз был сделан инвестором Роджером Бэбсоном 15 сеньтября 1929 года.
«Рано или поздно крах наступит», – сказал Бэбсон. «И это может быть страшно».
Акции резко пошли вниз сразу после этого. И три года спустя, они упали на 80% ниже своего пика.
С таким предсказанием не удивительно, что история восхваляла Бэбсона и его прогноз – одновременно с тем, как она увековечила и слова известного экономиста Ирвинга Фишера, который, спустя месяц после первого пошатывания, заявил, что "акции уже достигли того, что выглядит как продолжительно высокий уровень». (Ой!)
Забыли лишь о том, что Бэбсон говорил одно и то же на протяжении многих лет.
Бэбсон был так последователен в своих страшных прогнозах, по сути дела, что по современной терминологии его скорее всего бы заклеймили как «пессимиста».
Ознакомьтесь с графиком ниже. Известный прогноз Бэбсона был сделан в точке «А». Как отметил сам Бэбсон, когда сделал свой прогноз, год назад он сказал то же самое, и год до этого. Альтернативный и более оптимистичный взгляд Ирвинга Фишера отмечен в точке "B".

Еще одно слово для "пессимиста" на рынке, характеризующемся тенденцией повышения цен это, конечно, «идиот».
В той мере, в какой всякий слышал мрачные предостережения Бэбсона в конце 1920-х годов, они, вероятно, принимали его за дурака.
А именно, до тех пор, пока рынок рухнул, и Бэбсон стал героем на все времена.
Один человек, который имеет все шансы стать современным Роджером Бэбсоном, это менеджер фонда Джон Хассман (фонд Hussman Funds).
Хассман занимал совершенно определенную и «неправильную» позицию о грядущей катастрофе на рынке в течение многих лет. И он по-прежнему стоит на своем.
Пережив несколько циклов рынка – некоторые из которых он правильно предсказал, а в других ошибся (последняя тенденция повышения включительно) – Хассман в полной мере осознает, как репутации растут и падают в зависимости от того, насколько хорошо собственная оценка соотноситься из последним положением на рынке.
Поскольку Хассман так настойчиво придерживался своей «неправильной» позиции, теперь он стал посмешищем. В отрасли, которая измеряется еженедельно, ежемесячно и ежеквартально по своим показателям, у вас есть 90 дней, чтобы быть «правым» перед тем, как ваша репутация начнет ухудшаться.
Поэтому, годы осторожности Хассмана уничтожили большую часть доверия и влияния, которые он когда-то (заслуженно) имел.
Но важно отметить, что это не означает, что анализ Хассмана неправильный.
К тому же, если и есть какой-то урок, который следует извлечь из истории, за исключением того факта, что основные движения рынка чрезвычайно трудно предсказать, это то, что нынешняя репутация прогнозиста часто является противоположным индикатором того, насколько серьезно его или ее прогнозы должны быть приняты.
Действительно, чтобы избежать предвзятого восприятия конкретных анализов рынка в свете текущих репутаций аналитиков, следует просто посмотреть на эти анализы самостоятельно.
И для этого обозревателя анализов рынка, по крайней мере, анализ Хассмана остается по-настоящему убедительным. В нем делается вывод, что акции примерно в два раза больше нормальных оценочных уровней. И около трех или четырех раз больше уровней, которые были достигнуты на предыдущих минимумах.
Вот только один из многих оценочных критериев, который Хассман приводит, чтобы поддержать этот вывод. Он обращает внимание на то, что было только 54 недели в истории, когда акции были дороже, чем сегодня – 21 неделя, предшествующая пику рынка в 2000 году и 33 недели после того пика перед тем, как акции продолжили рушиться.
Хассман считает, что акции упадут на 40% -60% от сегодняшнего уровня. Или больше.
Он не может сказать когда – никто не может.
И он не может сказать наверняка, что этот прогноз является правильным. Этого также никто не может сделать.
Но если некоторые фундаментальные и многолетние тенденции в экономическом росте и оценке не изменились, репутация Хассмана, скорее всего, в один прекрасный день может быть восстановлена.
Вы можете прочитать последний еженедельный комментарий Хассмана здесь. Удивительно и замечательно в нем то, что он свободен от смутных утверждений и ни к чему не обязывающих заявлений, которые обычно присущи анализу фондового рынка. В нем идет речь о том, что Хассман говорит уже в течение, по крайней мере, последних двух лет. И он начинается с таких слов…
Есть моменты во времени, когда вершится история; история, которую другие изучают гораздо позже, качая головами в недоумении от того, как последующие события не могли быть очевидными в то время ...
85 лет назад, Роджер Бэбсон выразил это так: «Крах наступит и это может быть страшно».

четверг, 18 июня 2015 г.

Заседание ФРС 17 июня 2015. Тезисы.



ФРС прогнозирует уровень безработицы в долгосрочной перспективе 5,0-5,2%
Руководители ФРС ожидают, что инфляция останется ниже целевого уровня 2% до 2017 г.
ФРС ожидает инфляцию 0,6-0,8% в 2015, 1,6-1,9% в 2016, 2,9-2,0% в 2017
ФРС ожидает базовою инфляцию 1,3-1,4% в 2015, 1,6-1,9% в 2016, 1,9-20% в 2017 гг.
Руководители ФРС ожидают ставку ФРС на конец 2015 г. 0,625% (медианно)
Руководители ФРС ожидают ставку ФРС на конец 2016 г. 1,625% (медианно)
Руководители ФРС ожидают ставку ФРС на конец 2017 г. 2,875% (медианно)
Руководители ФРС ожидают ставку по федеральным фондам вдолгосрочной перспективе 3,75%
ФРС ожидает роста ВВП в 2015 г. 1,8-2,0%, в 2016 г. 2,4-2,7%, в 2017 г. 2,1-2,5%
ФРС ожидает рост ВВП в долгосрочной перспективе 2,0-2,3%, прогноз не изменился по сравнению с мартом
Руководители ФРС ожидают более медленного уменьшения уровня безработицы в этом году
Иеллен: Рынок труда показал дальнейшее улучшение в движении к цели, медленнее чем в прошлом году
Иеллен: Важность первого повышения ставки не должна быть излишне оцениваться
Иеллен: ФРС рассматривает повышение ставки на каждом заседании
Иеллен: Условия для первого повышения ставки пока не достигнуты
Иеллен: Сложно предсказать реакцию рынка на решения ФРС
Иеллен: Большинство руководителей считают повышение ставки в этом году уместным
Иеллен: Все члены FOMC будут корректировать взгляд в зависимости от экономических данных
Иеллен: Возможно, в 2004-2006 гг. было лучше повышать ставки быстрее, но не уверена в этом
Иеллен: Нет плана по механическому подходу к повышению процентных ставок
Иеллен: Несмотря на эффект от сильного доллара, экономика по-прежнему развивается

воскресенье, 7 июня 2015 г.

На пороге нового китайского мира


FIG.1Интернационализация юаня приведет к далеко идущим последствиям.


Главной темой валютных рынков в этом году не без оснований считается динамика переговоров между Грецией и «институтами», в конечном счете, от них зависит будущее единой валюты и, в целом, стабильность мировой финансовой системы. Но при этом переговоры между Китаем, который примерно в сотню раз крупнее Греции, и финансовыми исполинами о степени интернационализации юаня - остаются в тени. Несмотря на то, что интернационализация - это не событие, а процесс, о ней планируется публично сообщить в сентябре. На ежегодном заседании МВФ /Всемирного банка, Международный валютный фонд объявит о том, что Китай становится «участником» системы специальных прав заимствования. Между тем, значимость этого сентябрьского заявления будет скрываться в деталях, то есть в тех условиях в отношении сроков и масштаба либерализации потоков капитала, которые Китай должен будет выполнить. Конечно, статус SDR как валюты несколько надуман. Это результат притворства, подкрепленного семнадцатью страницами правил в рамках Устава МВФ. На самом же деле, SDR не используются в целях торговли или обеспечения потоков капитала.
Как правило, диктат МВФ нужен одной фракции в стране, которая пытается воспользоваться властью и авторитетом Фонда, чтобы навязать политику интернационализации другой фракции. В данном случае Народный банк Китая хочет, чтобы неконкурентоспособные отрасли и неэффективные органы местного самоуправления сократились или обанкротились, это позволит высвободить капитал для новых и более перспективны отраслей. ЦБ Китая уже давным давно не скрывает своих намерений и желаний. Но теперь ему удалось заручиться поддержкой Президента Си Цзыньпина. Для Ценробанка чем амбициознее либерализация, необходимая для включения юаня в SDR, тем лучше. В верхней части списка инструментов контроля над потоками капитала, которые необходимо ослабить или, в конечном счете, упразднить, будут правила, регулирующие то, что в Китае называют Схемой квалифицированных иностранных институциональных инвесторов (QFII). Это своего рода квота - сейчас она составляет 125 млрд. долларов - для списка крупных иностранных институтов, которым разрешено напрямую покупать акции компаний материкового Китая, а также внутренние облигации, деноминированные в юанях. Схема QFII была запущена в 2002 году и считалась прорывом по сравнению с действовавшими до этого времени ограничениями. Однако она создала барьеры для входа на рынок. Но теперь, судя по всему, компании в рамках QFII потеряют свои привилегии на китайском рынке.
Перспективы отказа от схемы QFII и другие аналогичные правила в отношении иностранных инвестиций крайне важны, однако их последствия осознают далеко не все портфельные управляющие, не говоря уже простых обывателях. Одним из тех, кто спешит подготовиться к этой эволюции, стал Роберт Ллойд Джордж, он живет в Гонконге с 1981 года, а на рынке его знают по основанной им одноименной компании по управлению средствами. Последнее детище Ллойда Джорджа - фонд Argos Lloyd George Advisory Bamboo, который ничего не продает, только покупает, не использует заемные средства и не хеджирует валютные риски. Его концепция заключается в том, чтобы искать межсекторальные привлекательные активы Азии и Юго-Восточной Азии. По словам Ллойда Джорджа, в результате либерализации последствия на рынках Гонконга, Тайваня и, в некоторой степени, Сингапура, приведут к созданию «Китайского мира». Возникнет единый рынок капитала, и больше других от этого выиграет Гонконг. Надежды на то, что Шанхай сумеет заполучить пальму первенства, не оправдаются. Гонконг станет крупнейшим финансовым центром в регионе, подобно Лондону в Европе. При этом акции Гонконгских компаний примерно в два раза дешевле, чем акции компаний, зарегистрированных в Шанхае, а Taipei еще дешевле.
И тут вопрос не только в относительной ценности балансов и отчетов по доходам в рамках такой квази-валютной зоны, но в недоразвитости финансового сектора материкового Китая относительно других областей страны. Народный банк Китая пытается создать и наполнить отрасль, которая сможет успешно конкурировать на мировом уровне, но на это потребуется много времени, в течение которого придется создавать ценность и формировать основы. Другие последствия интернационализации юаня будет гораздо труднее описать и уложить в определенные временные рамки, согласующиеся с объявлением о его включении в SDR. Народный банк Китая при твердой поддержке действующего правительства Си расширяет свою сеть двусторонних клиринговых соглашений с другими центральными банками. Это ведет к быстрому увеличению доли внешних сделок, осуществляемых в юанях, что, в свою очередь, усиливает значимость участия в SDR. Центральные банки стран с условным доступом на международные рынки, такие как Турция и Исландия, согласились на валютный клиринг с Банком Китая. SDR обеспечит многостороннюю легитимность этих договоренностей.
Администрация США поддерживает стремление Китая интернационализировать валюту, и одобряет тот факт, что страна не использует девальвацию, чтобы компенсировать падение конкурентоспособности в ряде отраслей экономики. Лори Хейнель, старший портфельный стратег в State Street Global Advisors, отмечает, что в контексте интернационализации юаня чаще всего обсуждаются последствия для вложений на рынке китайских ценных бумаг с фиксированной доходностью. Если Китай получит статус резервной валюты, как это отразится на облигациях, а также на потребности Китая покупать облигации, деноминированные в долларах? Возможно, они сократят объем покупки, или же дождутся срока погашения и не станут замещать их новыми. Возможно, правительству США стоит задуматься о ценности своих облигаций и не рассматривать их как бесконечный источник вынужденных кредитов. Так, как это происходит в других странах.