вторник, 30 июля 2013 г.

Состоится ли обвал фондового рынка на 65%?

Состоится ли обвал фондового рынка на 65%?
Фондовый рынок ожидает ошеломительное падение: индекс Доу-Джонса опустится до 5,000, прежде чем вырасти до 20,000. Такое мнение высказал бывший трейдер Goldman Sachs, финансовый менеджер, автор книги "Подлые рынки и мозг ящера. Как заработать деньги, используя знания о причинах маний, паники и крахов на финансовых рынках" Терри Бернхем. Этого бывшего преподавателя поведенческой экономики в Гарварде можно поставить в один ряд с такими светилами, как лауреат Нобелевской премии, экономист Дэниэл Канеман, автор теории о "черных лебедях" Нассим Николас Талеб и автор книги "Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения" Дэн Ариэли.
Индекс Доу-Джонса опустится до 5,000? Да, инвесторы, причем довольно скоро. Таких прогнозов в этом году было уже около 20, но, к сожалению, вы не поймете, что происходит, пока не станет слишком поздно. Чтобы подчеркнуть свою мысль, Бернхем сослался на "самого мрачного из всех экономистов", редактора портала ZeroHedge.com Тайлера Дердена, который сравнил фондовый рынок в его текущем состоянии с ситуацией 1928 года. Тогда произошел немотивированный рост акций, которые в 1929 году сильно пострадали от кризиса. Так что, любители истории, учтите, что низкие процентные ставки и другие меры председателя ФРС Бена Бернанке по борьбе с финансовым кризисом создают риск образования экономического пузыря и повторения ситуации 1928 года. Напомним, тогда одним из результатов ничем не подкрепленного роста фондового рынка стала Великая депрессия.
Тревожные звоночки звучат повсеместно: падение индекса Доу-Джонса до 5,000 пунктов... новая Великая депрессия... массовое отрицание происходящего игроками с Уолл-стрит и представителями среднего класса... новый кризис будет масштабнее пузыря доткомов в 2000 году... глубже, чем 30-месячный спад 2000-2003 годов, во время которого Уолл-Стрит потеряла $8 трлн. пенсионных средств американцев... хуже, чем кредитный банковский кризис 2008 года с фактическим банкротством всех банков на Уолл-стрит... с триллионами новых долгов, возложенных Министерством финансов США на плечи налогоплательщиков... и бессмысленным "великим экспериментом" Бернанке, который намерен удерживать низкие процентные ставки и спровоцировать тем самым образование крупнейшего в истории экономического пузыря.
Однако 95 миллионов инвесторов не хотят признавать очевидного. Вот что пишет об этом Бернхем: "Признаки коллапса налицо. Однако мы не можем их увидеть, потому что наш мозг не приспособлен к тому, чтобы их воспринимать. Чаще, чем мы готовы это признать, нами движут те же примитивные инстинкты, что развились у ящериц и побуждают их искать еду, выживать и размножаться". Сейчас "мозг ящериц" заставляет нас покупать акции, после того как они выросли, и закрывать глаза на объективную реальность.
Но не только подавляющее большинство из 95 миллионов инвесторов США в погоне за акциями оказалось заложниками этого "пузыря отрицания": Бернхем предупредил, что его прогноз идет вразрез с расхожим мнением, которое разделяют такие гуру, как автор книги "Долгосрочные инвестиции в акции" Джереми Сигел, который ожидает, что фондовый рынок достигнет новых исторических максимумов, а также лучший инвестор прошлого века Уоррен Баффет, который все инвестирует в акции.
Бернхем подчеркнул, что прогнозирует падение индекса Доу-Джонса до 5,000 пунктов не только потому, что он очень быстро достиг 15,000: "Задолго до кризиса 2008 года я заявлял, что американская экономика движется к катастрофе".
"Мозг ящерицы" у инвестора развивался на протяжении всей истории и имеет столько девиаций, что просто не способен предвидеть надвигающийся кризис. Наш мозг устроен таким образом, чтобы находить и запоминать поведенческие шаблоны и в дальнейшем действовать в соответствии с ними.
"Если вы бросили копье определенным образом и получили еду, то как вы постараетесь бросить его в следующий раз? Точно так же. Аналогичный алгоритм применим и в отношении акций", - отметил Бернхем.
Люди с "мозгом ящерицы" на Уолл-Стрит сосредоточены на опыте прошлых лет и игнорируют будущее. Именно поэтому экономические циклы повторяются от столетия к столетию и продолжат повторяться в будущем. По той же причине не удивительно, что среднестатический инвестор с "мозгом ящерицы" не способен воспринять три выведенные Бернхемом рациональные экономические причины кризиса, которые растиражировали средства массовой информации и проигнорировали инвесторы.
Они довольно очевидны и заключаются в следующем:
Практически полное отсутствие сбережений, чрезмерные расходы, максимальный объем задолженности. Звучит просто, но американцы в течение последних двух десятилетий практически ничего не откладывают. "У нас как у нации фактически нет никаких сбережений", - подчеркивает Бернхем. А это значит - никакой защиты в условиях кризиса.
Бюджетная и финансовая политика усугубляют проблему: ФРС не спасет экономику США, забудьте об этом. Низкие процентные ставки Бернанке подпитывают спекулятивные рынки банковского сектора, а не стимулируют реальный экономический рост. Бюджетный дефицит не сможет привести США к процветанию.
Акции - неподходящий объект для инвестиций, поэтому от них нужно как можно скорее избавляться. Особенно опасны они тем, что подавляющее большинство участников рынка не умеет выбирать время. "Мозг ящерицы ограничивает наши возможности инвестировать рационально. Мы мыслим на ближайшую перспективу: купить дорого, продать дешево. Так что сейчас, когда рынок вновь достиг пика, мы купим - и падем жертвами кризиса", - предостерегает Бернхем.

понедельник, 29 июля 2013 г.

Промышленный магнат потерял 99% состояния


Эйке Батиста. Фото: GLOBAL LOOK press
Бразильский миллиардер Эйке Батиста лишился 99% своего состояния. По данным экспертов, его состояние с 34,5 миллиардов упало до 200 миллионов долларов. Дело в том, что магнат потерял доверие своих инвесторов, которые влезли в долги по его вине.
Бразильский промышленный магнат Эйке Батиста потерял 99% от своего состояния и фактически лишился статуса миллиардера. Причем в рекордно короткие сроки. Еще в начале 2012 года Батиста являлся самым богатым человеком в Бразилии и занимал седьмое место в списках Forbes и Bloomberg Billionaire Index. Его состояние оценивалось в 34,5 миллиарда долларов. К июлю 2013 года, согласно данным экспертов, оно упало до уровня 200 миллионов долларов.
Высказываются мнения, что роковой ошибкой магната стало именно решение провести IPO своих компаний и выйти с ними на рынок. Ухудшение макроэкономической ситуации в Бразилии на фоне общего замедления мировой экономики, серьезные потери на фоне падения цен на сырьевые активы и бегство инвесторов с развивающихся рынков – эта комбинация факторов поставила компании на грань банкротства.
Эксперты отмечают, что инвесторы разочаровались в акциях компаний Батисты, после того как они не смогли выйти на запланированные операционные показатели. В результате компании потеряли большую часть своей рыночной капитализации и влезли в огромные долги. Положение Батисты осложняется тем, что он утратил доверие, которым раньше активно пользовался.
Батиста официально потерял статус миллиардера, после того как в июле этого года Mubadala Development, суверенный фонд Объединенных Арабских Эмиратов, объявил о своем решении конвертировать свои инвестиции в компаниях Батисты в долговые обязательства. В результате реструктуризации у EBX остались обязательства перед фондом из ОАЭ в 1,5 миллиарда долларов, пишут "Вести.Ru".
Эйке Батиста в 1983 году основал компанию EBX, выбрав в качестве названия свои инициалы, "умноженные" на символ "X". С началом 2000-x годах он расширил свой бизнес, появились дочерние компании EBX – MMX (металлургия), MPX (энергетика), LLX (логистика), OGX (нефть), OSX (строительство крупнотоннажных контейнеровозов) и ряд других. Затем акции компаний были размещены на фондовом рынке.

воскресенье, 28 июля 2013 г.

Все приходящее, но пузыри вечны

FIG.1Казалось бы, после коллапса сверхгигантского спекулятивного пузыря на рынке недвижимости в 2006 году и последовавшего за ним обвала на крупнейших мировых фондовых рынках, мы должны оказаться в атмосфере, губительной для пузырей и прочих излишеств. Но нет. Они появляются то тут, то там, раздуваются на рынках недвижимости многих стран, и даже формируются в мире акций и долгосрочных облигаций США и других государств, на рынке нефти, золота, да всего не перечесть.
И все же, отправляясь в Колумбию прошлым месяцем, я совсем не рассчитывал услышать там рассказы о пузырях. Но там все только и говорят, что о пузыре на рынке недвижимости, а мой водитель организовал мне небольшую экскурсию по курортному городу Картахена с молодыми застройками на побережье, сообщив о том, что некоторые дома там недавно были проданы за миллионы долларов. В его голосе слышался ужас.  Banco de la República, центральный банк Колумбии, рассчитывает индекс цен на жилье для трех крупнейших городов - Богота, Меделльин и Кали. С 2004 года его значение выросло на 69% в реальном выражении (с поправкой на инфляцию), при этом большая часть удорожания пришлось на период после 2007 года. Темпы роста цен напоминают историю о пузыре в США, где индекс цен на жилье в десяти городах S&P/Case-Shiller вырос на 131% в реальном выражении за период с 1997 по 2006 годы. В связи с этим возникает вопрос: что такое спекулятивный пузырь? Вот какое определение пузырю дает Оксфордский словарь: нечто неустойчивое, ненадежное, хрупкое; иногда в мошенническом смысле. Начиная с 17 века применяется по отношению к мошенническим схемам и махинациям в финансах или бизнесе. Проблема в том, что слова типа «схема» и «махинация» предполагают чью-то работу мысли, некий злой умысел, а не широкомасштабное социальное явление, живущее своей жизнью, без своего злого гения.
Может быть, мы используем слов «пузырь» слишком вольно? Евгений Фама, определенно, в этом уверен. Фама - один из самых известных сторонников «теории эффективного рынка» - отрицает существование пузырей как таковых. В 2010 году, давая интервью для The New Yorker, он заявил: «Я вообще не знаю, что такое пузырь. Этим словом стало модно разбрасываться на каждом углу. Не думаю, что люди четко представляют себе, о чем они говорят». Во втором издании своей книги «Иррациональный оптимизм (Irrational Exuberance)», я попытался точнее определить понятие пузыря. «Спекулятивный пузырь», - написал я - «это ситуация, в которой новости о повышении цен провоцируют рост энтузиазма среди инвесторов, который является психологически заразным и передается от человека к человеку, что ведет к появлению новых историй успеха и дальнейшему росту цен». Это «привлекает новых и новых инвесторов, которые, несмотря на сомнения относительно реальной стоимости инвестиций, оказываются втянутыми в эту игру, частично, из-за зависти успеху других, и частично, из-за склонности к авантюризму и риску». На мой взгляд, это самая суть, тот смысл, который мы вкладываем в слово пузырь. Уже в самом определении заложен ответ на вопрос, почему «умным инвесторам» так сложно заработать, делая ставку против пузыря: психологический аспект формирует общественное мнение, способствующее дальнейшему росту цен, поэтому участие в пузыре можно даже назвать «разумной стратегией». Но это лишь на первый взгляд.
У каждой страны своя история, свои новости, которые не всегда перекликаются с событиями в других странах. Например, для Колумбии сейчас важнее всего то, что правительство будучи в надежных руках и под бдительным оком Президента Хуана Мануэля Сантоса, сумело снизить уровень инфляции и процентные ставки до значений развитых стран, устранив при этом угрозу со стороны революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), и вдохнув тем самым жизнь в экономику страны. Очень привлекательная и захватывающая история, вполне способная раздуть пузырь на рынке недвижимости. Пузыри по сути своей явления психологические, поэтому их очень трудно контролировать. Регулирующие органы после начала финансового кризиса, вероятно, в будущем сумеют добиться сокращения числа пузырей. Но страх перед ними не менее заразен и не менее опасен для общества. Дело в том, что, говоря о пузыре, мы представляем себе растущий мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет, исчезнув навсегда. Но спекулятивные пузыри уничтожить не так-то просто. Да, они могут немного сдуться, если настроения изменятся, но лишь затем, чтобы возобновить рост с новой силой.
Возможно, правильнее будет называть эти эпизоды вспышками спекулятивной эпидемии. Нам всем хорошо известно, что новая вспышка гриппа может возникнуть, едва успеет стихнуть предыдущая, если появится новая разновидность вируса, или если экологически неблагоприятная обстановка приведет к росту числа заражений. Также и спекулятивный пузырь может появиться где угодно, на фоне любой оптимистичной новости из области экономики, достаточно заманчива для того, чтобы разжечь интерес у инвесторов. Именно так было во время бычьего рынка в 1920-е годы в США, который достиг своего максимума в 1929 году. Мы исказили историю, считая, что пузыри - это периоды стремительного роста цен, за которыми следует неожиданный разворот и неизбежный крах. На самом деле, глобальный бум на фондовом рынке в США после «Черного вторника» уже к 1930 году помог им преодолеть половину пути до максимумов 1929 года. Затем последовал второй крах и новый бум с 1932 по 1937 годы, а потом и третий крах. Спекулятивные пузыри нельзя закончить как рассказ, повесь или пьесу. Тут нет последнего поворотного события, которое приводит к блистательной и яркой кульминации. В реальной жизни мы никогда не знаем, закончилась ли история, или это только начало.

вторник, 16 июля 2013 г.

Доллар снова популярен

FIG.1Доллару на редкость повезло: он наслаждается продолжительным периодом роста. Но как долго у него будет гостить птица-удача?
Те, кто этим летом соберется в Америку, обнаружат, что теперь нужно брать с собой больше денег, чем прежде. В этом году доллар вырос против многих валют, поэтому сувениры и подарки обойдутся несколько дороже. Укрепление доллара - довольно редкое явление. Взрывной рост был зафиксирован в начале 1980-х и потом в 1990-х - и в том, и в другом случае он был не более чем отклонением от более глобального нисходящего тренда. Четыре десятка лет назад Америка вышла из Бреттонвудской системы фиксированных валютных курсов, что вылилось в устойчивое падение доллара против валют других развитых стран. Однако в последнее время в многие аналитики сходятся на том, что доллару пора вернуть часть утраченных позиций. Последняя волна оптимизма, связанная с положением американской валюты, обусловлена свежими комментариями Федрезерва с намеком на то, что сокращение объема покупки облигаций начнется уже в сентябре этого года. Перспективы завершения политики количественного ослабления уже привели к росту долгосрочных процентных ставок. Доходность по десятилетним государственным облигациям увеличилась с 1.6% в мае до 2.6% на сегодняшний день. Эта тенденция заставляет инвесторов покинуть рынки с высокой степенью риска и устремиться в Америку, что, в свою очередь, ведет к удорожанию доллара. Есть и другая, более глубокая причина для укрепления курса американской валюты: состояние американской экономики относительно других стран. Банки уже так или иначе избавились от плохих ипотечных кредитов. Рынок жилья восстанавливается. Число новых рабочих мест устойчиво растет. В июне работодатели создали еще 195 тыс. рабочих мест, что соответствует среднему показателю за текущий год. 
Темпы роста ВВП пока не впечатляют, хотя, не исключено, что к концу года ситуация несколько улучшится. МВФ обновил свои прогнозы на прошлой неделе, заявив, что американская экономика в следующем году, вероятно, вырастет на 2.7%. Конечно, бумом и процветанием это не назовешь, но другие страны развитого мира, например, Япония и Великобритания, о таком показателе даже и не мечтают. А Европа так и вовсе до сих пор в рецессии. Европейские центральные банки, словно бы желая подчеркнуть эту разницу, на прошлой неделе заявили о том, что на данном этапе им по-прежнему требуются стимулы и аккомодационная политика. Марио Драги, председатель Европейского центрального банка, на заседании управляющего совета 4 июля заявил о том, что процентная ставка будет оставаться низкой в течение длительного времени, намекнув при этом на возможность дальнейшего ослабления. ЕЦБ впервые настолько прямо заявил о своих намерениях. Комитет по монетарной политики Банка Англии впервые собрался под председательством Марка Карни, который заявил, что экономика Великобритании еще слишком слаба, чтобы говорить об ужесточении, особенно на фоне роста долгосрочных ставок. Между тем, этот рост был спровоцирован намеком ФРС на возможное сокращение объема покупок облигаций. Чем очевиднее разница в подходах Центробанков по обе стороны Атлантики, тем шире дифференциал по ставкам, и тем выше курс доллара.
Но насколько выше? Пока рост на 5-7% против ключевых конкурентов может оказаться пределом. Американская экономика достаточно сильна, чтобы придать своей валюте восходящий импульс, но не на столько, чтобы сформировать полномасштабный бычий рынок, подобный тому, которым наслаждался доллар в конце 1990-х. Даже если ФРС действительно начнет в скором времени сворачивать программу покупки облигаций, могут пройти годы, прежде чем учетная ставка поднимется от нулевых значений. По словам Центробанка, никаких движений в этом направлении не будет до тех пор, пока безработица не опустится с текущих значений  7.6% до 6.5%; десятого июля Бен Бернанке, председатель Центробанка, заявил, что даже после этого ставка может оставаться близкой к нулю еще продолжительное время. Кроме того, Центробанку придется реагировать на быстро растущий доллар: ни одной развитой стране сильная валюта не нужна, особенно, когда экономике с трудом удается держаться на плаву. Именно поэтому аналитики Société Générale уверены, что укрепление доллара будет незначительным. Кроме того, для нисходящего падения евро также существует предел. Долговой кризис в Еврозоне тянется уже более трех лет. Но евро при этом оставался довольно сильной валютой. По крайней мере, дешевым его точно не назовешь. И даже после того, как ФРС и ЕЦБ раскрыли свои карты, единая валюта все еще держится выше своей справедливой стоимости (1.26), рассчитанной при помощи нашего фирменного индекса Big Mac. Одна из причин такой устойчивости заключается в том, что иностранцам труднее заработать евро, чем доллары: в Еврозоне крупный профицит текущего счета, а в Америке - дефицит. Кроме того, центральный банк Китая использует любые периоды ослабления евро для диверсификации своих резервов. Может ли единая валюта опуститься ниже 1.20? «Спросите об этом у китайцев», - советует один из руководителей хеджевого фонда.
Больше всего доллар вырастет против валют развивающихся стран. Ряд государств, таких как Индия и Южная Африка, зависят от иностранного капитала для финансирования торговых дефицитов, уже пережили рост национальных валют на 10% за период с начала мая - и это лишь на ожиданиях отказа ФРС от сверхаккомодационной политики. Пока доходность по облигациям в Америке была низкой, инвесторы активно скупали ценные бумаги развивающихся стран. Но теперь горячих денег станет меньше, потому что количественное ослабление в Америке подходит к концу. Некоторые развивающиеся рынки уже зафиксировали продажу долларов из валютных резервов для замедления девальвации национальных валют. Если эти центральные банки начнут восстанавливать свои долларовые резервы, продавая евро, восходящая динамика американской валюты может усилиться. Следующим летом кошельки туристов, вероятно, будут пустеть еще быстрее.