пятница, 29 сентября 2017 г.

Китай лишает доллар статуса мировой валюты, разрушая 40-летнюю сделку

Многие не знают, на чем основан нынешний статус американского доллара как мировой валюты. Но именно те фундаментальные договоренности, на которых он держится, теперь рушатся, хотя большинство не придают особого значения цепочке взаимосвязанных событий, продолжая по инерции верить в силу доллара, потому что он якобы был таким всегда.

В основе современного доллара, который является мировой резервной и торговой валютой, лежит оригинальная «сделка» между США и Саудовской Аравией. Она была «заключена» Генри Киссинджером и саудовскими принцами в 1974 году, с целью поддержки американской валюты. В то время доверие к доллару пошатнулось, после того как президент Никсон в 1971 году отменил конвертируемость доллара в золото.
Саудовская Аравия получала доллары за свои поставки нефти, но они больше не могли конвертировать их в золото по гарантированной цене непосредственно в Казначействе США. Саудовцы тайно сбрасывали доллары и покупали золото на лондонском рынке. Это оказывало давление на металлические счета в банках, получающих доллары.
Уверенность в долларе начала расшатываться. Генри Киссинджер и министр финансов Уильям Саймон разработали план. Если саудиты будут оценивать нефть в долларах, банки США будут держать долларовые депозиты для саудовцев.

Эти доллары будут использованы для развития экономик заемщиков, которые, в свою очередь, будут покупать промышленные товары в США и Европе. Это поможет мировой экономике и будет способствовать поддержанию стабильности цен в США. Саудовцы получат больше клиентов и стабильный доллар, а США заставят мир принять свою валюту, потому что всем потребуются доллары для покупки нефти.
За этой «сделкой» была не такая уж эфемерная угроза вторжения в Саудовскую Аравию с целью насильственного захвата нефтяных месторождений. Но план нефтедоллара блестяще сработал, и вторжения так и не произошло.
Теперь, 43 года спустя, этот отлаженный механизм начинает давать сбои. Мир снова теряет доверие к доллару. Китай недавно объявил, что любой экспортер нефти, который принимает за нее юани, может конвертировать нефть в золото на Шанхайской бирже золота и хеджировать его валютную стоимость на Шанхайской фьючерсной бирже.

У новой «сделки» есть несколько частей, которые вместе приводят к гибели доллара. Первая часть заключается в том, что Китай будет покупать нефть из России и Ирана в обмен на юань.
Юань не является основной резервной валютой, поэтому он не очень привлекательный актив для России или Ирана. Китай решает эту проблему, предлагая конвертировать юань в золото на местной бирже.

Данное превращение нефти через юань в золото устраняет роль доллара.

Россия была первой страной, согласившейся принять юань. Остальные страны БРИКС (Бразилия, Индия и Южная Африка) одобрили китайский план на саммите БРИКС в Китае в начале этого месяца.
Теперь и Венесуэла также присоединилась к данному соглашению. Россия – № 2, а Венесуэла – № 7 в списке десяти крупнейших экспортеров нефти в мире. Остальные быстро последуют за ними. К чему это приведет?

Это знаменует собой начало конца нефтедолларовой системы, которую Генри Киссинджер разработал совместно с Саудовской Аравией в 1974 году, после того как Никсон отказался от золотого стандарта.
Конечно, ведущие резервные валюты рано или поздно умирают, но не обязательно в одночасье. Этот процесс может продолжаться в течение многих лет.
Например, доллар США заменил британский фунт стерлингов как ведущую резервную валюту, которой он являлся в начале XX века. Этот процесс был завершен на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году, но начался тридцатью годами ранее, в 1914 году в начале Первой мировой войны.
Именно тогда золото начало поступать из Великобритании в Нью-Йорк в качестве оплаты за крайне необходимые Королевству военные материалы и сельскохозяйственный экспорт.
Великобритания также взяла огромные кредиты у нью-йоркских банкиров, организованных Джеком Морганом, являвшимся в то время главой банка Morgan. 1920-е и 1930-е годы мы стали свидетелями длительного и медленного падения фунта стерлингов, поскольку он девальвировался к золоту в 1931 году и снова обесценился по отношению к доллару в 1936 году.

В настоящее время доллар теряет статус ведущей резервной валюты, но нет ни одного объявления или важного события, а просто долгий, медленный процесс его маргинализации. Мы уже упомянули, что Россия и Венесуэла теперь оценивают нефть в юанях вместо долларов. Но Россия сделала в ходе реализации своего плана «дедолларизации» еще один шаг вперед.
Недавно РФ запретила долларовые платежи в своих морских портах. И хотя они в основном принадлежат государству, многие платежи, например тарифные или за топливо, по-прежнему осуществлялись в долларах. Но с этим покончено…

Это всего лишь одна из многих историй со всего мира, наглядно демонстрирующая, как доллар вытесняется из международной торговли и платежей, которые должны быть заменены юанем, рублем, евро или золотом.

Я считаю, что золото в конечном итоге будет стоить $10 000 за унцию или выше.
Сейчас меня часто спрашивают «Как вы можете утверждать, что цены на золото вырастут до $10 000, не зная последующего развития мировой экономики или того, какие действий в дальнейшем будет предпринимать Федеральная резервная система?»
Это не моя выдумка. Я не бросаюсь громкими фразами ради привлекающих внимание заголовков.
Это предполагаемая недефляционная цена золота. Все говорят, что золотой стандарт невозможен по причине недостаточного количества «физического» золота. Но его всегда достаточно, у него просто должна быть правильная цена.

Я не утверждаю, что у нас будет золотой стандарт. Я говорю о том, что если у нас будет что-то похожее на него, – критически важна правильная цена золота.
Аналитический вопрос: у вас может быть золотой стандарт, если вы имеете правильную цену золота; какова его недефляционная стоимость? Какая должна быть цена золота, чтобы оно могло обеспечивать мировую торговлю и коммерцию, банковские балансы, при этом не уменьшая денежную массу?
Ответ: $10 000 за унцию.
Я использую 40%-ную поддержку денежной массы M1. Некоторые люди настаивают на 100% -ной поддержке. Исторически это было всего 20%, поэтому 40% – мой размер. Если вы возьмете глобальный M1 крупнейших экономик и его долю в 40% разделите на количество официального золота в мире, ответ составит приблизительно $10 000 за унцию.
Здесь нет никакой тайны. Это не придуманное число. Это всего лишь математика начальной школы.
Повторюсь, что вам не обязательно иметь золотой стандарт, но если вы его введете – такой должна быть стоимость золота.
Естественным образом возникает следующий вопрос: появится ли у нас золотой стандарт?
Процесс коллапса доверия к деньгам центрального банка уже наблюдается. В новейшей истории подобное происходило три раза, в 1914, 1939 и 1971 годах. Не будем забывать, что в 1977 году США выпустили казначейские облигации, выраженные в швейцарских франках, потому что ни одна другая страна не хотела долларов.
Казначейство США тогда заимствовало в швейцарских франках, потому что люди не хотели долларов, по крайней мере, по процентной ставке, которую казначейство было готово заплатить.
Вот насколько все было плохо, и этот кризис происходит каждые 30-40 лет. Опять же, мы можем обратиться к истории и посмотреть, что произошло в 1998 году. Уолл-стрит выручила хедж-фонд, чтобы спасти мир. Что случилось в 2008 году? Центральные банки выручили Уолл-стрит, чтобы спасти мир.
Что произойдет в 2018 году? Мы не можем знать точно…
Но в конечном итоге наступит переломный момент, когда коллапс доллара внезапно ускорится, как это произошло с фунтом стерлингов в 1931 году. И пока еще есть время, инвесторы должны приобретать золото и другие твердые активы, прежде чем станет поздно.

четверг, 28 сентября 2017 г.

А в это время в Зимбабве биткоин уже $7200

В ноябре 2016 года правительство Зимбабве ввело в обращение так называемые гарантийные обязательства (bond notes) – что-то вроде эквивалента денег – чтобы справиться с оттоком капитала из страны и дефицитом ликвидности. Думали, что это решение станет панацеей, но оно обернулось катастрофой. В декабре 2014 года было выпущено немного гарантийных монет, однако гарантийных обязательств виде банкнот напечатали довольно много. Они «обеспечены» активами Африканского банка экспорта и импорта (Afreximbank) на сумму 200 млн долларов – хотят слухи, что он тесно связан с правительством Зимбабве. Однако официального документа об этом обеспечении никто не опубликовал. Неясности и туман вокруг этой эмиссии обязательств привели к формированию черного рынка долларов, где эти бумаги торговались с дисконтом 5-14%. Не удивительно, что банки попытались скинуть их со своих балансов. Говорят, что банковские служащие продавали на черном рынке крупные суммы со скидкой до 20%!
Как бы там ни было, обязательствам грозит дефолт. В этом случае, учитывая предыдущий опыт африканских дефолтов, за одну бумагу будут давать от 5 до 18 центов. Таким образом, этот продукт монетарного хулиганства уже вошел в смертельное пике и будет стремительно дешеветь, что приведет к девальвации и других элементов денежной системы страны, в частности, местного доллара. Он обесценится и вот тогда на повестку дня выйдет галопирующая инфляция. В общем, государство Зимбабве снова ловко обвело граждан вокруг пальца, создав валютный хаос и дефицит. Люди могут месяцами ждать, пока банк проведет их денежный перевод и в итоге получить отказ. Черный рынок процветает, а официальная банковская система обескровлена. На самом деле, суть черного рынка проста – он появляется там, где официальный сегмент не справляется со своими обязанностями и удовлетворяет текущие потребности населения в этой сфере.
Пример Зимбабве в этом плане показателен: автовокзал Хараре, столице Зимбабве, превратился в неофициальный банк последней инстанции – здесь нет никакого дефицита наличности, никаких очередей и большой выбор валют. Эта оживленная станция теперь выполняет функции банковского сектора, фактически, выставляя на посмешище Резервный банк Зимбабве. Однако теперь жители этой страны, кажется, нашли альтернативный способ хранения и вывода средств подальше от любопытных (и жадных) глаз Мугабе: граждане активно скупают биткоины, опасаясь очередной волны гиперинфляции.
Популярность этой криптовалюты растет в геометрической прогрессии, поскольку правительство уже приостановило платежи по кредитным картам и ввело ограничения на отток и приток капиталов. Люди, которые хотят оплатить, например, покупку или аренду машины, вынуждены пользоваться биткоинами. Продавцы, как правило, совсем не против. Во всем этом хаосе курс биткоина на местной бирже – BitcoinFundi – вырос до 7200 долларов. Эта премия отражает безумное желание людей торговать и осуществлять денежные операции в экономике, парализованной государственным контролем. «Твердая валюта» исчезла, зато резко вырос спрос на альтернативные способы оплаты, например, при помощи биткоина, что привело к росту его стоимости. Те, кто использует BTC, чтобы отправить деньги в Зимбабве, сильно обрадуются, узнав, какой там курс.